Перейти к основному содержанию

«Барселона» vs «Эспаньол»: горечь бытия «менее каталонским»

Соперничество между этими двумя клубами активно протекает не только на футбольном поле, но и за его пределами
30 Декабря 2022, 1:30
370
«Барселона» vs «Эспаньол»

Можно ли считать «Барселону» эксклюзивным послом каталонизма? Является ли «Эспаньол» отростком «Реала» в столице Каталонии? В чём каждый из клубов видит свою миссию? Такими вопросами задался польский политолог Филип Кубячик и, разумеется, нашёл на них исчерпывающие ответы, которые изложил в своей научной статье. В ней он раскрыл некоторые аспекты отношений между командами, болельщиками, идеями и руководством двух клубов, базирующихся в Барселоне. Давайте же ознакомимся с результатами его исследования.

 

Введение в проблему

Есть мнение, что большинство каталонцев поддерживают «Барселону». Каталонский поэт и писатель Мануэль Васкес Монтальбан называл «блауграну» «безоружной армией каталонизма». В мире же, отношение к «сине-гранатовым» таково, что Клуб однозначно ассоциируется с регионом и является футбольным послом Каталонии. А вот соседи из «Эспаньола» являются испанским пятном в Каталонии (опять же, по мнению болельщиков из-за рубежа), максимально чуждым элементом в Каталонии. Каталонец в футболке «Эспаньола» воспринимается меньшим каталонцем, чем эмигрант в джерси «Барселоны». Именно «Барса» считается одним из ключевых элементов интеграции мигрантов в каталонский мир.

FC Barcelona

 

Аспекты борьбы

В сражении за умы акцент производится на историческое наследие, идентификацию и философию: быть болельщиком «Барселоны» – значит быть сторонником каталонизма, носителем идей независимости Каталонии, вести коммуникацию на каталанском. «Блауграна» преподносится как один из материализованных аспектов анти-франкизма (периода правления в Испании генерала Франко в 1939-75 годы). Игроки «Барселоны» редко, но всё же отказываются от игр за сборную Испании (недавний пример: Олегер), так же, как и баскские игроки «Атлетика». Наоборот, если игрок «Эспаньола» всё же дорастёт до сборной Испании, он никогда не откажется от вызова.

 

Начало истории

Если поискать, то можно найти истоки конфликта в самой истории возникновения клубов: «Барселона», созданная в 1899 Жоаном Гампером, и в первые годы существования укомплектованная преимущественно иностранцами, против «Эспаньола», созданного в следующем году Анхелем Родригес-Руисом и ассоциируемого с университетом Барселоны. В 2016 во время каталонского дерби на «Корнелии» фанаты хозяев развернули баннер с указанием времени создания клубов и их основателями. Вместо лого «Барсы» был указан герб Швейцарии и надпись «швейцарцы», а рядом с лого «Эспаньола» – «каталонцы». Так что личность основателя «сине-гранатовых» служила дополнительной уликой против каталонской сути «Барселоны» для болельщиков второго клуба города. Однако, мало кто мог отрицать каталонскую сущность Гампера, который считал себя «каталонским швейцарцем» или «швейцарским каталонцем». Он сам, как и его дети, в совершенстве владели каталонском языком.

Жоан Гампер (слева) и Анхель Родригес-Руис (справа)

Вот только есть обратная сторона медали – со временем «Эспаньол» стал больше ориентироваться в сторону Центра: результатом послужила королевская приставка «Реал» и герб с короной (с 1912). Послужило ли это катализатором их отказа от референдума за независимость Каталонии в 2017? Может быть да, а может и нет. Тем не менее, очевидно, что ассоциировать «попугаев» с Каталонией очень сложно. Сейчас, скорее, можно воспринимать «Эспаньол» как клуб, которому сочувствуют испанцы из других регионов, которых переместил в Каталонию режим Франко.  Сама же «Барселона» с годами всё более и более «каталонизировалась»: включение флага Каталонии в герб клуба (1910) и принятия каталанского языка официальным для документооборота и коммуникаций (1922).

 

Прозвища

Споры также идут по поводу происхождения прозвищ клубов и их болельщиков. Прозвище «кулес», т.е. «задницы» (Los Culés, кат. Els Culers) пришло ещё со времён стадиона на Индустриальной улице – из-за свесившихся «мягких частей» болельщиков с верхнего яруса трибун. Есть ещё два прозвища: «блауграна» («сине-гранатовые») и «больше, чем клуб» (més que un club).

Болельщики «Эспаньола», со своей стороны, именуются «попугаями» и «бело-синими» (Los Pericos и Los Blanquiazules). Они зовут себя также «обыкновенным клубом» (un simple club), позиционируя себя как противовес «больше, чем клубу». Можно также сказать, что фанаты «Барселоны» стараются декаталонизировать болельщиков «Эспаньола», называя последних «командой китайцев», отсылая к владельцу клуба Чэнь Яньшэну, который у руля с 2016 года. С тех пор клуб стал намного популярнее в Китае. Это также связано с игрой за «попугаев» лучшего китайского футболиста У Лея, который перешёл в «Эспаньол» в 2019, но покинул его в 2022.

RCDE

Чэнь Яньшэн

Популярность второй команды города в Китае является также фактором беспокойства для болельщиков «Барселоны», так как рынок поднебесной огромен. Именно этот факт побуждает фанатов «Барселоны» подчеркивать китайское происхождение владельца «бело-синих».

 

Стадионы

В случае с «Барселоной» можно говорить о топофилии – сильном чувстве правильного места для стадиона. Все три стадиона, «Индустрия» (1909-1922), «Лес Кортс» (1922-1957) и «Камп Ноу» (с 1957) (Camp de la Industria, Les Corts, Camp Nou) вызывали только положительные эмоции. Первый стадион связан с прозвищем «кулес», на втором случилось освистывание национального гимна Испании во времена диктатора Примо де Риверы (1925), в то время как «Камп Ноу» считается «храмом свободы». К примеру, на каждом матче против «Мадрида», когда часы показывают 17 минут и 14 секунд, раздаётся клич Indepèndencia! (Независимость!) и показ «эстеллад» (флагов независимости) – намёк на падение Барселоны в 1714 году перед войсками Бурбонов. На стадион ходят также и политики, в том числе организаторы референдума в октябре 2017, которых задержали после этого самого референдума и осудили в 2019 по решению Верховного Суда

У «Эспаньола» тоже было три стадиона – «Эстади де Саррия» (1923-1997), «Олимпийский» на горе Монжуик (1997-2009) и нынешний «Корнелья Эль-Прат» (с 2007). Ни один из них не может похвастать особо позитивной аурой, не в последнюю очередь из-за успехов «Барселоны». Первый из них был разрушен из-за финансовых затруднений «попугаев», оставив шрам на сердце болельщиков. Второй так и не стал своим для в силу разных причин – расположение на горе, беговые дорожки между трибунами и полем, что отдаляло команду от болельщиков и являлось причиной полупустых трибун.

Stadiony.net

«Корнелья Эль-Прат»

Нынешний стадион расположен в районе Корнелья, что географически находится вне черты города. Это позволяет барселониста называть оппонентов «Эспаньол из Корнельи» (это выражение употреблял также Жерар Пике), что помогало подчеркнуть их не каталонскую сущность. Болельщики “Барселоны” исполняют песни и кричалки, посвящённые кочевому образу жизни «Эспаньола», подчёркивая их метания со стадиона на стадион.

Музей «Барселоны» находится рядом со стадионом и по числу посетителей конкурирует с музеем живописи «Прадо» в Мадриде. У «Эспаньола» же нет собственного музея, просто помещение «Espai històric», где выставлены значимые достижения и трофеи клуба.

 

Эмигранты

Как уже было сказано выше, для эмигрантов «Барселона» является одним из наиболее лёгких инструментов для интеграции в каталонское общество. Это подчеркивал и Жоан Лапорта в своей книге. Мигрантам нравится магическая сила притяжения «сине-гранатовых». Это считали одним из наиболее громких провалов «Эспаньола» – неумение или нежелание работать с новоявленными каталонцами. Учитывая, что «попугаев» считали командой чужаков, завезённых Франко, и целью которой было стирание ассоциации «Каталония=“Барселона”», и введение понятия каталоно-испанской команды, не удивительно высказывание бывшего мэра Барселоны, который однажды заявил: «Для каждого каталонца будет позором иметь зятя-болельщика “Эспаньола”».

Однако, иностранцы зачастую соединяют воедино символы «Барселоны» и Испании. В их глазах, «Барса» не столько каталанский символ, сколько общеиспанский, и они ценят спортивный аспект превыше всего остального. Ещё один факт: не все каталонские болельщики клуба являются сторонниками независимости Каталонии. В свою очередь, есть каталонские болельщики “Эспаньола”, которые сторонники независимости Каталонии и эстеллад. Но, понятное дело, их гораздо меньше, чем поддерживающих «Барселону».

 

Кантера

В этом вопросе подходы тоже разнятся. У «Барселоны» есть Ла Масия, культовое место для каждого каталонского мальчика. Выпускники кантеры дополняют звёздных легионеров, которые всегда задавали тон – начиная с символа клуба, Йохана Кройффа.

FC Barcelona

В последние годы этот симбиоз был наиболее очевиден: Роналдиньо и Пуйоль, Это’о и Месси, Деку и Хави – это помогло добиваться успехов, как на внутренней, так и на европейской арене. Для «Барселоны» не очень важно, кто является автором забитых мячей. Побеждает «Барса» – побеждает Каталония. «Блауграна» иногда соглашается на трансферы своих каталонских воспитанников в другие клубы, что вызвало критику от Месси в 2018 году.

«Эспаньол» делает бóльшую ставку на доморощенных игроков-каталонцев или испанцев. Если сравнивать процент каталонцев в обоих клубах, лидерство будет на стороне «Эспаньола». Легендами «бело-синих» являются его воспитанники Даниэль Харке (скончался в 2010, именно ему посвятил свой гол в финале Чемпионата мира воспитанник «Барселоны» Андрес Иньеста) и Рауль Тамудо (автор гола, лишившего «Барселону» шансов на чемпионство в сезоне 2006/07 и давшее начало термину «Тамудазо»).

 

Дерби

Для команд они разнятся по значению. Для «Эспаньола» – это матч сезона, победа в котором скрасит для болельщиков даже понижение в классе. Для нынешней «Барселоны» – есть элементы принципиальности (не забыт гол Тамудо, подаривший победу в турнире заклятым соперникам из Мадрида), но той важности, которую придают соседи, и близко нет. Но то, что это не рядовой матч – однозначно. Это борьба за некую идентичность Каталонии, борьба за город, да и не в последнюю очередь, возможность некоего троллинга. Так, на одном из недавних матчей на «Камп Ноу» был вывешен баннер «Добро пожаловать в Барселону», как бы отрицающий принадлежность соперника к тому же городу, что и «Барса». Во время матчей на поле «блауграны», официальные лица, болельщики и игроки «Эспаньола» видятся как бы чужаками в городе своей официальной прописки.

 

Отношение к политике

Однозначно можно сказать, что в этом отношении «блауграна» явно выделяется над политической нейтральностью соседей. Именно «Барса» является флагманом политики Каталонии, проецируя на себя её идентичность с эпох Мигеля де Риверы и Франсиско Франко. «Камп Ноу» был местом, где борцы с режимом проводили акции против диктаторского строя, заменяя запрещенные «саньеры» (флаги Каталонии) эмблемой клуба. «Эспаньол» был инструментом режима в подавлении стремления каталонцев к независимости. Однако не все мыслили одинаково. Видный каталонский политический деятель Жорди Пужоль, находившийся долгое время в изгнании, считал «Барселону» национальной сборной Каталонии, однако к «Эспаньолу» относился с уважением и даже принял их в здании Женералитета после победы «попугаев» в Кубке Короля в 2000 году.

Galdric Peñarroja

Ещё одним примером их политических принципов можно считать поведение по уже упомянутому референдуму о независимости 2017 года и приговору организаторам референдума, вынесенном Верховным Судом в 2019. «Барса» во время референдума активно агитировала за участие в нём граждан, в то время как «Эспаньол» предпочёл не влезать в дела политические. Когда в Каталонии полицейские устраивали рейды во время референдума в 2017, «Барса» играла с «Ла-Пальмасом» на пустом «Камп Ноу». Игроки (особенно Пике) были против. Лапорта, будучи в оппозиции к тогдашнему руководству клуба, написал, что «игра во время разгона демонстрации подобна опущению пустого бюллетеня».  Когда же был вынесен приговор, «Эспаньол» в коммюнике выразил с ним согласие, в то время как «Барса» выразила солидарность арестованным политикам и призывала к их освобождению. Поведение «Эспаньола» дало повод обозвать их «фашистским» и «не каталонским» клубом.

 

Маркетинг и брендинг города

У «Барселоны» есть фан-шопы в практически каждом из оживлённых уголков и туристических магнитов города (вокзал, аэропорт, Ла Рамбла, район Саграда). В Барселоне можно несоразмерно чаще видеть форму и символику «сине-грантовых», нежели их соседей. «Барсу» можно назвать национальным брендом Каталонии, что очень не нравится «Эспаньолу».

Они объявили, что «Барса» действует как монстр, лишая их возможности развивать свою каталонскую сущность. Напирали особенно на кейс 2013 года, когда Женералитет Барселоны направил запрос компании Nike на изготовление гигантской майки «Барселоны» для облачения в неё… статуи Христофора Колумба у порта. Символ города Барселона в форме ФК «Барселона» – понятное дело, «Эспаньолу» и его болельщикам такое не могло понравиться.

Manu Fernandez (AP)

 

Медиа

Фанаты и руководство «попугаев» часто жалуются на то, что «Барселона» доминирует в медиа-поле. Бывший президент «Эспаньола» Жоан Кольет называл такое отношение «политикой апартеида» в отношении его клуба.

Первый репортаж каталонского канала TV3 был трансляцией футбольного матча «Барселоны». На данный момент у «блауграны» есть свой канал, Барса ТВ. «Эспаньол» же привлекает к себе очень мало внимания, несмотря на наличие газеты La Grada, онлайн портал La Voz Perica («Голос Попугаев») и медиа-служб клуба.

 

Итог

Если кратко, то в Каталонии есть только одна футбольная команда.

Если развёрнуто, то клубы находятся попросту в разных весовых категориях. Гимн «Барселоны» зачастую учат в каталонских школах. «Барселона» ставит задачу победить во всех турнирах, «Эспаньол» – только над «Барселоной» (ну и желательно не вылететь из Примеры). Для среднестатистического туриста, не из Поднебесной, Каталония в футболе равно «Барселона», а Ла Масия является культовым местом для детей-футболистов из Каталонии.

Можно бесконечно искать аргументы, которые будут призваны признать нечестным превосходство «Барселоны» над «Эспаньолом» в плане олицетворения Каталонии. Однако, например, никому же в голову не придёт считать команду с названием «Кастилья» олицетворением Арагона.

Источник: Kubiaczyk, F. (2021). Better and Lesser Catalans? Studia Iberystyczne, (20), 133-159.

В среднем: 5 (4 голоса)