Перейти к основному содержанию

Хави: «Я – наследник Кройффа, и горжусь этим»

Интервью, в котором легенда клуба рассказывает о своем видении игры, тренерском опыте и главных качествах в современном футболе
9 Ноября 2021, 6:19
47
Хави: «Я – наследник Кройффа, и горжусь этим»

Это интервью Хави дал в ноябре 2020 года, когда до выборов президента клуба оставалось полгода, а до отставки Кумана и назначения каталонца главным тренером – почти год. Тем не менее его ценность не снизилась, а даже выросла. Ведь за этот год «Барселона» окончательно растеряла игровую идентичность и погрузилась в кризис. Так что тренерские идеи и взгляд на мировой футбол Хави теперь особенно интересны.

 

Лишь один испанец входит в 11 лучших футболистов в истории, выбранных в «Дрим тим» «Золотого мяча» по результатам голосования, которое издание France Football провело среди среди 140 журналистов. Это мозг «сине-гранатовых» Хави Эрнандес Креус (Террасса, 1980). Конечно, там есть и Лионель Месси. Эту команду составили: вратарь Лев Яшин, защитники Кафу, Бекенбауэр, и Мальдини, полузащитники Хави, Маттеус, Пеле и Марадона и нападение Месси, Роналдо Назарио и Криштиану Роналду.

– Каково это, входить в команду мечты «Золотого мяча»?

– Как вы сами можете представить, я испытываю огромную гордость. Это признание на всю жизнь. Это больше, чем «Золотой мяч». У меня всё ещё мурашки по коже от того, что вижу свое имя в основном составе этой сборной. Я узнал об этом от своего брата Оскара. «Поздравляю, чувак, – сказал он мне, – ты вошел в историческую сборную France Football». «О чём ты, парень?!», – ответил я.

Я был ошеломлён, потерял дар речи. Марадона, Месси, Роналдо, Беккенбауэр, и я там, среди них. Звезды, которые были кумирами, на которых смотрел весь мир. Не знаю, не слишком ли это громкое слово, но считаю это чудом. Я очень благодарен, что за меня проголосовали.

– Как выдумаете, какие ваши качества оценили?

– Те, что у меня были, но я думаю, они оценили больше то, что я представлял. Как представителя стиля, стиля игры лучшего поколения в истории «Барсы» и лучшего поколения в истории сборной Испании. Это потрясающе, я всё ещё взволнован.

– Да? Вы чувствуете, что представляете стиль?

– Каким-то образом меня выбрали представителем коллективного успеха «Барсы» и сборной. Журналисты решили, что должен быть испанский футболист. Сборная выиграла два Чемпионата Европы и Чемпионат Мира, а «Барса» и «Мадрид» за 11 лет восемь раз побеждали в Лиге чемпионов.

– Вас выбрали на позицию оборонительного полузащитника. Вы обошли Бускетса, Жерсона, Гвардиолу, Пирло, Шустера, Хаби Алонсо…

– Отбор мяча не был моим главным качеством, но у меня были интуиция и позиционное чутьё. Я отбирал мячи, потому что команда очень высоко прессинговала, и если ты умеешь читать игру… Очевидно, что мои плюсы были не в оборонительных действиях, а в созидании игры, в стремлении прежде, чем принять мяч, подумать, как атаковать… Так говорил Кройфф. Я всю жизнь думаю. Я сын кройффизма и горжусь этим. Сын техничного стиля игры, её понимания. Играешь ногами и думаешь головой. Я представитель не силы, ярости или агрессии, но понимания.

– Связано ли головокружение с самим выбором в символическую сборную или с теми, кто туда вошёл вместе с вами?

– Больше с партнёрами. Если из пяти легенд две туда не вошли, это Кройфф и Ди Стефано! И Зидан тоже, например. Когда вы выбираете 11, вы, в конце концов, несправедливы. Индивидуальный титул в коллективном спорте – это небольшая несправедливость. То, что голосование шло по позициям, дало мне преимущество. Хотя я и обошёл Гвардиолу, Пирло, Бускетса, Алонсо… В общем голосовании я не вошел бы в 11 лучших, даже в 30.

– Вы утверждаете, что талант всегда побеждает.

– Талант, настойчивость… Мне было нелегко, когда я начинал. Было много критики. Мне нужно было очень сильно верить в себя.

– Но сейчас много говорят о физической подготовке.

– Это тоже важно. Я также больше всех пробегал в команде, 11-12 километров за игру. В финале Чемпионата Мира с овертаймом я пробежал 15. Вас видят маленьким, так же, как Иньесту или Месси, но вы можете быть зверем в плане физического состояния. Посмотрите на Роберто Карлоса или Дани Алвеса. Тебе не нужно быть двухметровым парнем. Люди путают выносливость и размах рук. Важно понимание игры.

– В какой степени эта игра стала или станет более физической?

– Трудно быть более физически развитым. То, что вы можете тренировать – это талант, потому что с каждым разом на футбольном поле всё меньше и меньше проявлений качества, но в конце концов именно талант даёт преимущество. Также можно больше работать в психологическом направлении. В плане физики во всём мире готовятся более-менее одинаково. Но талант, понимание игры всегда можно улучшить.

– У детей?

– В любом возрасте! Если вы учитесь чему-то в 30 лет, почему бы не учиться этому в 12 или в 14. Всё можно улучшить и натренировать, независимо от возраста. Так было и со мной! Например, упражнение на тренировке, в котором нужно принимать решения, если вы его практикуете, то принятие решений станет быстрее и успешнее.

– Вы сказали, что чувствуете себя выпускником школы Кройффа.

– Абсолютно. И очень горжусь этим. Именно он изменил историю футбола, потому что успехи «Барселоны» привели к этому изменению современного футбола с игрой позиций, которую практикуют многие команды. Большинство сейчас хочет владеть мячом, выходить из обороны через пас, высоко прессинговать… Это черты стиля Кройффа 40-летней давности. Если не считать таких гениев, как Месси, Марадона, Роналдо, то мы все дети Кройффа. Так можно выигрывать и Лиги чемпионов.

– «Аль-Садд» практикует игру позиций? Этому можно научить или мы возвращаемся к необходимости иметь талант?

– Всему можно научить. А если у вас есть такие парни, как Касорла, это намного проще. Из-за того, чему он учит, и из-за того, что любой, кто не имеет его уровня, приблизится к нему. Если бы Касорла играл в «Барсе», имел бы статус мировой звезды. Есть тренеры, которые предпочитают не владеть мячом. Я предпочитаю владеть. Отсутствие мяча у моей команды заставляет меня страдать.

– К дилемме между системой или идеями…

– Идея, идея – это основное. Система сильно меняется. Иногда я играю 4-3-3, использую 4-2-3-1, в этом году больше применяю 3-4-3, чтобы иметь преимущество в центе поля… Идея – это то, что определяет стиль. Вы можете выиграть разными способами: в контратаке, с 20% владения мячом, со стратегией на игру… Вот почему футбол настолько велик. Он вызывает зависимость. Самый мудрый в мире может предсказать одно, а происходит другое. Иногда результат настолько несправедлив…

– А граница между шоу и результатом?

– Иногда вы проводите отличный матч, проигрываете 0:1, и начинаются разговоры о провале такой команды. Мы все играем ради результата, все. Но нужно смотреть шире. Тренеров выгоняют из-за несправедливого поражения. Следовало бы немного подождать… В этом вопросе мы говорим о том, как принимают решения руководители, о влиянии болельщиков, давлении прессы…

– Кумана критиковали за то, что он выпустил Умтити на 89 минуте, чтобы уберечь 1:0 против «Леванте».

– Это объяснимо. Вы можете выпустить защитника, но не менять свои идеи. Гвардиола, например, ставил Кейта, а Иньесту переводил на фланг, но это не значило, что он собирается защищаться. Это было средство для большего владения мячом.

– Вы бы так поступили?

– Разумеется. В конце концов, вы отстаиваете результат. Замена на 50 минуте и на 90-й – это не одно и то же. Вы знаете, что в вашу штрафную будут навешивать, вам придется бороться в воздухе и выигрывать эти поединки. В «Барсе», в футболе устроено так: тренер, который принимает решения, только один. Позвольте мне, к слову, сказать, что лучшее, что у меня есть – это моя команда, мои помощники по тренерскому штабу.

– Вы знаете, что по крайней мере, два кандидата [в президенты «Барселоны»] называют вас в качестве будущего тренера?

– Я никогда не скрывал, что тренировать «Барсу» – моя мечта. Я бы хотел этого, но я не знаю, когда и как это случится. Сейчас мне очень хорошо в Катаре, всё идет отлично, это ценный опыт. И здесь тоже есть давление. «Аль-Садд», как и «Барса», всегда должен побеждать. Обратите внимание: я не выдвигаю себя на пост тренера «Барсы», и, кроме того, мы должны уважать Кумана, который является великой фигурой в нашей истории.

– Вы – ключевое имя для Виктора Фонта, и Жоан Лапорта тоже думает о вас.

– Я – актив «Барсы» и не хочу поддерживать какого-либо кандидата. Я дружу с обоими и обоим желаю лучшего, обоих очень люблю. Мы много общались с Фонтом в последние пять лет, обсуждали будущее «Барсы», её потребности на спортивном уровне. И с Лапортой, о чьем выдвижении я до недавнего времени не знал, у нас хорошее взаимопонимание. Он был лучшим из президентов за время моей карьеры в «Барсе».

– Будете голосовать?

– Я не смогу приехать проголосовать. Просто надеюсь, что победит лучший. Если президент «Барсы», кто бы им ни стал, будет нуждаться во мне, я всегда буду рядом. Как в случае с Бартомеу, который звонил мне, и я объяснил ему свою личную и профессиональную ситуацию. Я всегда буду готов выслушать, помочь будущему президенту, но сейчас тренер – Куман, и он заслуживает кредита доверия и времени.


Рецензия. Константин Лосс

Мне жанр интервью, привязанный к событию, кажется весьма цельным. Это интервью формально связано с выбором Хави в сборную всех времён, о которой он весьма ярко, но самокритично высказывается. Хотя, если разобраться, Кройффа однажды не включили в сборную всех времён «Барселоны», даже несмотря на моё активное сопротивление.

Но в действительности, речь в тексте идёт о философии и подходах к футболу, тренерской работе и ценности идей. А ещё об уважении. Мне импонирует содержательная и последовательная позиция Хави, когда он говорит, что любой из президентов «Барселоны» может на него рассчитывать. Это не политиканство, которым страдают многие участники футбольных процессов, а чёткий сигнал о том, что Креус связывает своё будущее с «сине-гранатовыми» цветами. 

Он не отдаёт предпочтений в предвыборной гонке, но более того, уважительно высказывается о Кумане. Безусловно, тогда было другое время, но не сомневаюсь, что конкретно в случае с Хави это не изменится и в многочисленных интервью после назначения. Глубокая порядочность и цельность – редкое сочетание качеств, которое особенно ценно в сложные времена. К тому же, Хави остаётся командным игроком, даже завершив карьеру футболиста. Мне было приятно прочесть о том, как он ценит тренерский штаб. Не помню, когда в последний раз так явно кто-то из специалистов отмечал своих коллег. 

Короче говоря, это тот же самый Хави, который согласился возглавить «Барселону». И это отличная не новость!

 

Нет голосов
Комментарии
Бенхамин А
Комментариев: 75
09.11.2021 - 12:42

Спасибо. Сейчас какой-то бешеный период, хочется читать про Хави всееееее ))

0