Перейти к основному содержанию

Рональд Куман: «Это было лучшее время, чтобы вернуться в “Барселону”»

Он стал легендой «Барсы» в бытность игроком, что он расскажет о себе как о тренере?
27 Декабря 2020, 12:09
17
Роналд Куман: «Сейчас — самое время вернуться в “Барселону”»

Всегда казалось неизбежным то, что Рональд Куман однажды будет тренировать «Барсу», и это наконец-то стало реальностью 19 августа 2020 года. Герой финала Кубка Европейских Чемпионов 1992 года вернулся в клуб, чтобы возглавить проект, который потребует времени и терпения.

В последнем выпуске официального журнала «Барселоны» голландец откровенно и подробно рассказал об опыте, накопленном на данный момент.

 

– Вы вернулись на «Камп Ноу», где вы были успешны как игрок. Однако сейчас болельщиков нет из-за непривычной ситуации, созданной коронавирусом. Каковы ваши ощущения?

Я здесь провел много матчей, и болельщики всегда помогали. Поэтому без них нам на поле бывает очень сложно. Но то же самое происходит и с другими командами, мы все сталкиваемся с трудностями из-за COVID-19.

– Команда часто это замечает?

Коронавирус для меня тоже стал чем-то новым, так что это тяжело. И да, это видно. Особенно непросто, когда мы играем дома, потому что это такой огромный стадион, и ты действительно чувствуешь, что он пуст, что здесь никого нет. Со временем возможно привыкнуть играть без болельщиков, но я думаю, что когда игроки выходят на поле и там нет той атмосферы, это выглядит очень странно. Мы действительно тоскуем по этому. 

 

– У вас был коронавирус. Как вам это испытание?

Я действительно помучился в том смысле, что мне было очень плохо. Я чувствовал себя очень уставшим, и у меня была высокая температура. Ночью становилось хуже, но это можно было пережить. Но я действительно чувствовал себя очень плохо, особенно давила усталость.

 

– Кстати, если бы не коронавирус, вы, возможно, отправились бы со сборной Нидерландов на Чемпионат Европы и не оказались бы в «Барсе».

Может быть. Когда мне позвонили в январе и спросили, не хочу ли я приехать, я сказал, что не могу уехать из сборной за четыре-пять месяцев до ЕВРО. В марте, когда я знал, что мы не поедем на Чемпионат Европы, моя ситуация со сборной Нидерландов изменилась. Мы ожидали нормального Чемпионата Европы, с болельщиками, пусть и в разных странах, но вдруг все изменилось. Возможно, если бы не COVID-19, мне пришлось бы ждать еще год.

– В мае у вас были небольшие проблемы со здоровьем, которые вы смогли полностью преодолеть. Это как-то изменило вашу жизнь?

Когда такое происходит с тобой, или когда близкие тебе люди заболевают, то жизнь меняется. В моем случае у меня был микроинсульт, а это заставляет нас думать о вещах по-другому. Возможно, тренерская работа в «Барсе» для меня стала тем «сейчас или никогда». Я уже несколько лет тренирую, но не хочу оставаться футбольным тренером до 70 лет. Так что это было подходящее время.

 

«Мне 57 лет и уже несколько лет тренирую, но не хочу оставаться футбольным тренером до 70 лет. Так что сейчас самое время приехать сюда»

 

– Недавно мы попрощались с Тони Бруинс Слотом в таком юном возрасте, с вашим другом, с которым у вас было много моментов и в жизни, и в футболе. Видимо, это была тяжёлая утрата для вас.

Да, очень. Мы с Тони вместе тренировали «Аякс» в 2003 году, и я помню, как он узнал, что у него рак простаты. Он болел им 17 лет, это было то, с чем он научился жить, делая химиотерапию. И я видел, что он физически ослабевал. Мы много с ним говорили, ужинали вместе, и я навещал его дома. Он всегда советовал мне соперников, игроков, но он стал тише, и я знал, почему. Но я не думал, что он был так близок к концу. С такими вещами трудно справиться, и я не думаю, что он смог бы жить так, как должен был бы жить кто-то в его возрасте. Это было очень тяжело и очень прискорбно для всей его семьи, но я думаю, что в конце концов это могло быть наилучшим вариантом для Тони.

 

– Вы помните тот день, когда сказали своей жене Бартине, или вашим детям Дебби, Тиму и Рональду, что будете тренировать «Барсу»?

Ну, всякий раз, когда «Барса» искала нового тренера, мое имя всплывало на поверхность как в клубе, так и среди болельщиков, но и от меня тоже. Ведь я часто упоминал, что тренерская работа в «Барсе» всегда была одним из моих мечтаний. Потом появился этот шанс, и моя жена и дети знали, что я очень взволнован. Они вообще-то предпочли жить здесь, а не в Нидерландах. Это было связано не со спортом, а с личной жизнью. Мы всегда себя чувствовали здесь как дома, но, помимо этого, они понимали, что для меня это было одним их самых больших желаний.

– Вы надеялись управлять «Барсой» долго, но пришли в очень трудное время для клуба. Однако вам не нужно было много времени на раздумья, и люди оценили вашу храбрость.

Тренировать «Барселону» всегда было моей мечтой. Я не думаю, что человеку стоит ждать идеального момента для таких вещей. Если команда добивается хороших результатов, они не меняют тренера. Изменения происходят, когда люди недовольны, так как команда не выигрывает. Не знаю, назову ли я это храбростью, думаю, любой тренер, имея такой шанс, скажет, что согласен. Из-за симпатии людей ко мне, из-за клуба, из-за моих личных отношений — ведь я хорошо знаю клуб, я знаю людей, и я играл здесь шесть лет и был помощником ван Гаала в течение полутора лет. Я понимал, что это трудное время и что в клубе будут большие перемены. Но я тренер и знаю, что мы должны хорошо играть и побеждать в матчах. Остальное — вне моего контроля.

 

– Вы вошли в историю как игрок. Не хотите ли вы сделать то же самое и как тренер?

В таком клубе, как «Барса», нужно побеждать. Я думаю, что наша конечная цель — выигрывать матчи и брать трофеи. Ты не получишь призов за четвертое место, ты должен быть первым. И этот настрой должен быть у этой команды, мы не можем довольствоваться ничем меньшим. Мы знаем, что в этом сезоне очень много изменений, клуб находится в тяжелом финансовом положении, есть проблемы с зарплатами игроков. COVID-19 создал очень напряженную ситуацию для футбольных клубов. Но «Барселона» все равно остается командой, которая должна побеждать. Да, понимая, что нужно что-то менять, но все равно стремясь к высокому уровню и предъявляя самые высокие требования. Такой характер был тут всегда, и он всегда должен оставаться таким.

– Неужели легенда клуба усиливает давление, чтобы не разочаровать?

Любой тренер, который приходит в «Барсу», должен выигрывать и делать людей счастливыми. У вас могла остаться хорошая репутация как у бывшего игрока, но, в конечном счете, речь идет о трофеях и о том, что вы выигрываете. Если посмотреть на мою тренерскую карьеру, не только в сборной Нидерландов, но и в клубах, таких как «Бенфика», «Валенсия», «Эвертон» и «Саутгемптон», то я не был в достаточно больших клубах, чтобы рассчитывать на победу во всем. Сейчас мне нужно завоевать доверие болельщиков, и я заметил, что это не так просто сделать. Я чувствую, что необходимо принимать решения, вносить изменения. Молодые игроки должны получить свои шансы, и через некоторое время должны быть оценки. Тренер должен усердно работать и показывать, что он способен быть тренером в таком клубе.

 

– И помогает ли вам управлять командой ваш статус легенды «Барсы»?

В целом помогает. Не только здесь, но и в других клубах. Если новый тренер играл на самом высоком уровне, то, как правило, к нему больше доверия. Но игроки не глупые, и они понимают, хороший у них тренер или нет. Быть первоклассным игроком полезно, но нужно доказать свою ценность в роли тренера и не зависеть от того, что ты сделал в прошлом.

 

– Вы уже проявили приверженность своим идеям и обозначили путь вперед, что бы ни случилось. Важно ли для вас оставаться верным своим идеалам?

Это очень важно, потому что гораздо лучше верить в свои собственные идеи. Ведь если вы потеряете свою работу, а также смените свой путь, то это будет намного сложнее. Важно найти правильный баланс, чтобы вокруг вас были люди, с которыми вы можете обсуждать решения, которые нужно принять, но границы должны быть четко поставлены. Это также является ясным посланием для игроков. Если один день тренер говорит одно, а в другой день – абсолютно противоположное, то ничего не получится. Если я потерплю поражение, то только из-за своих идей и своей философии.

– Аналитик Алекс Делмас спрашивает: вы не были типичным защитником в свое время. Вы были изобретательны и великолепны в выведении мяча из обороны, с эффектным ударом, и фантастически меняли направление и закрывали большое пространство. Что общего у игрока Кумана и тренера Кумана?

Больше всего, жажда победы, это не изменилось. Я хочу видеть команду, которая играет, которая доминирует. Однако это создает нагрузку, да и футбол тоже изменился. В свое время я больше думал о том, чтобы строить от обороны, но сейчас центральные защитники больше похожи на вингеров. Футбол изменился, но я хочу, чтобы моя команда выигрывала, боролась, работала... Они должны хорошо играть, но и здраво понимать, как получить хороший результат.

 

– Вы пятый голландский тренер «Барсы», и вы работали со всеми ними. Что вы помните о Михельсе, Кройффе, ван Гаале и Райкаарде?

Я работал с Михельсом в национальной сборной. Единственный крупный трофей, который мы когда-либо выигрывали, это Чемпионат Европы 1988 года с Михельсом в качестве тренера. Он был тренером-личностью. Ты учишься у каждого тренера, как положительному, так и отрицательному. В «Аяксе» Йохан был моим тренером в течение года, пока мы оба не оказались в «Барселоне». Он, наверное, был лучшим игроком в мире в свою эпоху и обладал огромным количеством информации о мелких деталях в футболе. Под его руководством у меня было шесть очень успешных лет. И мы были отличной командой, как на поле, так и за его пределами. Это были фантастические годы. Полтора года я был ассистентом ван Гаала в «Барсе». Разница между Йоханом и ван Гаалом в том, что Йохан тренировал как игрок, а ван Гаал был скорее профессором, более методичным. Йохан больше основывался на том, что он видел, на своих чувствах, на своем опыте. Я играл с Франком (Райкаардом), но не тренировал, хотя мы вместе год учились на курсах тренеров. 

– Месси всегда играл в каждом матче, но сейчас ему 33 года. Как справляетесь с его ротацией?

Теоретически, это одинаковый процесс для каждого из игроков. Если он готов к игре и достаточно хорош, то он сыграет. Да, конечно, Лео стал старше, но как игрок он все еще хочет быть в игре, и тем более побеждать. Он упорно тренируется каждый день. Он очень вовлечен. Как тренеру мне нравится разговаривать с моими игроками, и я разговариваю с Лео об этом и о других вещах, ведь он же капитан команды. Есть вопросы по команде, правила, и мы обсуждаем многое, а не только игру. Все это является частью ежедневной работы тренера, нужно регулярно общаться со своими игроками.

 

«Лео стал старше, но как игрок он все еще хочет быть в игре, и тем более побеждать. Он упорно тренируется каждый день».

 

– Не похоже, чтобы вы кого-то особо выделяли, но не удивили ли вас Ансу и Педри?

Всегда приятно поговорить о молодежи. Они это заслужили, но им ещё многому предстоит научиться. То, что Ансу и Педри сделали в 17 или 18 лет в такой большой команде, как «Барса» — это очень большое достижение. Педри приехал из «Лас-Пальмаса» очень молодым и уже играет против таких команд, как «Мадрид» и «Ювентус», и делает это фантастически. Для клуба важно, чтобы была молодежь, и чтобы у них были шансы. Нужно понемногу менять команду. По-прежнему нужны игроки постарше, но они не будут вечно рядом, и потому нужно планировать изменения вовремя, не спеша. Педри заслужил свое место в играх благодаря своей работе на тренировках. Он показал мне, насколько он хорош, и что способен играть в такой команде, как «Барселона». 

 

– Оказало какое-то влияние на команду организационное и финансовое положение клуба?

Это очень сложно, потому что эта проблема совершенно не в наших руках. Я всегда настаивал на том, что, если они будут спокойны в голове, они будут спокойны в теле. Но каждая команда нуждается в определенном душевном равновесии, чтобы побеждать. 

 

 

 

Нет голосов
Комментарии
Кадет Б
Комментариев: 862
27.12.2020 - 11:52

Куман-это тот "камешек", который связывает Барселону со своей философией тотального футбола.. Михелс, Кройф, Райкард, Куман...Все они связующие одной цепи..Печально, что Рональд пришел в клуб в момент полной неразберихи, дефицита кадров, глубокого кризиса и полного отсутствия болельщиков на стадионе...

Комиссар Жибер об игре Барселоны: Мы в дерьме!
0
Бенхамин А
Комментариев: 121
28.12.2020 - 11:22

Куман, как и вся команда, очень страдают от нехватки болельщиков. Мне кажется наша Барселона - самый уязвимый клуб планеты. Нет болельщиков - нет Барсы. Именно поэтому мы были единственным клубом, кто держал рекорд без поражений на родном поле. 

0
Алевин А
Комментариев: 282
29.12.2020 - 10:12

Плохо, что мы неправильно думаем.Там из половины ситуаций можно было голевые моменты создавать, а у нас или не видят, или назад/поперек играют.И как мы чудовищно выходим со своей половины...Пока печаль

0
Алевин А
Комментариев: 282
29.12.2020 - 11:07

Хоть Пепа ставь, хоть Менноти, результат будет такой же. Д - деградация всех и каждого

0