Перейти к основному содержанию

Стрейнджлав, или как я перестал бояться и полюбил Тебаса больше, чем Лапорту

Действительно ли Тебас вредит Ла Лиге?
13 Января 2023, 22:43
473
Хавьер Тебас

Авторская колонка Георгия Волкова

По итогу событий последних пары лет в футбольном информационном поле сформировалась довольно стойкая максима: Хавьер Тебас – злодей. Почти все барселониста, вплоть до официальных лиц, воспринимают его действия как направленные сугубо против «сине-гранатовых», другие же просто считают, что президент Ла Лиги разваливает не только и не столько «блауграну», сколько испанский футбол в целом, и виновата в этом банальная некомпетентность.

Признаться честно, изначально я тоже мыслил подобным образом, но со временем всё глубже погружался в вопросы работы Ла Лиги и принципы управления «Барселоной» Лапорты, вследствие чего в один прекрасный момент смог посмотреть на ситуацию совсем под иным углом. Поэтому хочу поделиться с широкими массами своим новообретённым мировоззрением.

 

Тезис #1: Тебас – мадридиста!

На самом низком уровне аргументации лежит до боли простое утверждение, что Хавьер Тебас – фанат «Реала», и поэтому от него нельзя ожидать каких-то позитивных решений, когда речь заходит о «сине-гранатовых». Однако, какие у нас есть в наличии реальные доказательства того, что он и правда болеет за «сливочных» и это делает его предвзятым?

В сети можно найти вот такое ретушированное фото, на котором Хавьер якобы со своей семьёй, одетой в форму «Реала», направляется смотреть футбол. Но это так себе улика.

Однако, в одном из старых интервью Тебас и правда в открытую признался, что он болеет за королевский клуб с детства, но это не влияет на его профессионализм.

Если я скажу, что не поддерживаю [«Мадрид»], то это будет лицемерием, и меня выставят лжецом. А я, конечно же не люблю, когда меня называют лжецом. Представьте, если бы я сказал, что одинаково люблю все команды, а потом выяснится, что я болею за «Мадрид» с детства, смотрел 27 Эль Класико в прошлом, что я праздновал победы «Мадрида» с друзьями в баре. Я предпочитаю называть вещи своими именами.

То, что президент Ла Лиги и правда не ровно дышит к «Реалу», ещё не означает, что это по определению плохо. В конце концов, все мы – люди, не идеальны, но есть понятие личных симпатий на бытовом уровне, а есть профессиональная этика. Да и Ла Лига – это не один Хавьер Тебас, он не принимает решения в одиночку, хотя и его вес в организации велик, кто же спорит.

Между прочим, у Тебаса дружеские отношения с каталонцем Жорди Руресом, владельцем Mediapro и известным болельщиком «блауграны». Той самой фирмы, которая отвечает за графические решения при показе матчей Примеры. Именно Рурес очень сильно помог «Барселоне» деньгами, воплотив в реальность четвёртый «рычаг» Лапорты через свою дочернюю компанию Orpheus Media. А что ещё интереснее, в нескольких играх Ла Лиги ВАР не смог вынести решения в пользу «Мадрида», потому что Mediapro в режиме реального времени не предоставила для судей достаточно чёткие и крупные кадры событий на поле.

Также Хавьер самолично признавался, что не фанат политики, проводимой Флорентино Пересом, а однажды даже заявил, что Перес лжёт и сам в это верит. Более того, Тебас как-то инициировал дисциплинарное дело после выкриков «Puta Barça, puta Catalunya» на «Сантьяго Бернабеу», резко выступив против всякого рода оскорблений и нетерпимости.

Ко всему прочему, когда президент Ла Лиги в 2018 году продвигал идею проведения некоторых игр Примеры на территории США, «Реал» и РФЕФ были категорически против. На это Тебас ответил, что никого не принуждает, и если в Майами не полетит «Реал», то полетит «Барселона». В итоге, из-за обилия негатива по этому поводу от разных официальных лиц и некоторых логистических проблем, от игры за океаном отказалась и сама «блауграна», но Тебас понимал всю сложность ситуации и назвал такое решение каталонцев «взвешенным» и заявил, что «не чувствует, что его предали».

Вы уже понимаете, к чему я клоню – всего этого вполне достаточно, чтобы в умах некоторых радикально настроенных людей, скорых на выводы, зародилась мысль о барселонизме Хавьера Тебаса. Видите, как легко навешивать ярлыки. Было бы желание.

okdiario

Одна из граней многоугольника «Тебас – злодей», высечена под выкрикивание лозунга «У других – точно лучше!». А у кого это, у других? У Франции с монополией ПСЖ (читай, Аль-Хелаифи) и президентом Федерации футбола, который уничижительно высказался в адрес Зидана? Или у Италии с их неискоренимой коррупцией? Или у Германии, где почти всем заправляют боссы «Баварии»? Или может в Англии, где АПЛ попалась на тайной сделке с «Манчестер Сити» по части финансового фэйр-плей, но это будто никого и не волнует. Кстати, предыдущий big boss Бундеслиги, Кристиан Зайферт, открыто рассказывал, что с детства болеет за мёнхенгладбахскую «Боруссию», а ещё он сначала выступал в поддержку проекта Суперлиги, а потом вдруг поменял мнение на диаметрально противоположное. Вот только всё это враз меркнет, если посмотреть на то, как много хорошего он сделал для развития и обогащения немецкого футбола. На своей должности он, кстати, отработал долгих 17 лет.

Нужно отличать зёрна от плевел.

 

Тезис #2: Тебас переписывает правила специально под «Барселону»

Во-первых, правила Ла Лиги касаются всех команд из первых двух испанских дивизионов, а там помимо «Барсы» и «Реала» есть ещё 40 других клубов. Нет правил со звёздочкой и мелким шрифтом, которые действуют выборочно, для кого-то одного. Если Ла Лига накладывает ограничения на использование прибыли с «рычагов», то это касается всех, и «Реала», и «Бетиса», и «Эльче» с «Андоррой». У «меренгов», к слову, недавно тоже был свой «рычаг», а точнее «рычажок», когда они продали часть прав на использование своего стадиона.

Во-вторых, «Барселона» при Бартомеу, а теперь уже и Лапорте, постоянно создаёт прецеденты – Неймар, Коутиньо, контракт Месси, «рычаги» и т.п. Тебас не виноват в провальных решениях Жозепа Бартомеу, Ковиде или ещё чем-то похожем. Если хотя бы немного вчитаться в требования финансового фэйр-плей, то там всё вполне логично. От клуба требуется не тратить больше, чем он зарабатывает, влезая в бесконечные долги, требуется доказывать свою платёжеспособность соответствующими документами, и не позволяется бесконечно продавать свои активы, закладывая будущее.

О реформе фэйр-плей от Тебаса и откуда взялся штраф в €800 тыс. для «Барселоны»

MD

Некоторые не очень добросовестные авторы ради красивых кликбейтных заголовков просто нагло перевирают факты, утверждая, что Тебас запретил «Барсе» использовать «рычаги» и не даёт совершать трансферы, чуть ли не злонамеренно. Однако, на деле, никто «рычаги» не запрещал, а лишь сократил процентную долю от дохода с продажи активов, которую можно использовать на подписание новых контрактов. До 5%. Это сделано для того, чтобы клубы не продавали свои активы просто ради оплаты новых трансферов. Это очень скользкая дорожка. Ла Лига позволила активировать «блаугране» целых 4 рычага, но Лапорта на этом и не собирался останавливаться, поэтому его остановил Тебас. И теперь Жоан уже говорит, что 49% BLM продавать вроде как и не собираются, хотя изначально очень хотели. Знаете, как это звучит? Как «нам нужны только те деньги, которые можно потратить на игроков, а те, которые разрешается потратить на покрытие долгов – нет». По правде говоря, как-то повеяло чем-то знакомым из недавнего прошлого. С одной стороны, Лапорта ищет новые источники дохода, сокращает зарплаты, с другой – почти все полученные средства тут же вкладывает в новые трансферы и контракты. В пределах одного финансового года дебет с кредитом получается сводить, уже хорошо, но глобально отрицательный капитал клуба похоже что только увеличивается.

Более того, Ла Лига разрешает использовать 100% прибыли от «рычага» на трансферы и зарплаты, если это продажа нового актива, т.е. клуб создал и раскрутил новое направление своей коммерческой деятельности. Создал какую-то новую дочернюю компанию или ещё что-то похожее. Пускай Лапорта иногда упоминает про то, что нужно лучше вести бизнес, но кроме идеи с токенами, которая не блещет новизной и не даёт серьёзных доходов, ничего особо и не видно. Много о бизнесе говорил Фонт, но он проиграл выборы. Лично у меня было мало веры конкретно в его проект, но сам посыл, безусловно, верный.

Таким образом, реформы Тебаса стимулируют клубы более разумно тратить деньги, ликвидировать долги, больше средств вкладывать в инфраструктуру, а не трансферы, и впредь не допускать того, что произошло с «Барсой» при Бартомеу. Разве в этом есть что-то плохое? Обратите внимание, что с «Реалом» не случился Жозеп Бартомеу, там есть Флорентино Перес, и даже на фоне некоторых эпичных провалов, вроде трансфера Азара, на фоне Ковида и реконструкции «Бернабеу», «сливочные» с солидным запасом вписываются во все правила фэйр-плей, а Перес не в первый раз объявляет, что очередное трансферное окно пройдёт без крупных подписаний. И почему-то трофеи у «Мадрида» получается брать на постоянной основе. Тебас им не мешает. Не мешал он и «Вильярреалу» выйти в полуфинал Лиги чемпионов, а «Севилье» выигрывать Лигу Европы.

Reuters

Между прочим, «рычаги» Лапорты создали опасный прецедент во всей Испании в целом. Уже появлялись в СМИ новости, что некоторые клубы вроде «Бетиса» тоже готовы были продавать свои активы, насмотревшись на действия руководства «сине-гранатовых». И это на фоне того, что 38 команд недавно активировали сделку с CVC и уже продали часть своих телеправ. Тебас просто вовремя предотвратил появление опасной цепной реакции.

Сказать честно, чем дальше, тем откровенно популистские действия Лапорты всё больше вызывают, как минимум, сомнения, а действия Тебаса выглядят разумным ему противовесом.

 

Тезис #3: Тебас хочет славы

И много ли вы знаете не тщеславных топ-чиновников? В общем-то, в высоких кругах других и не бывает, наверное. А иначе и не достигнешь этих самых вершин.

Впрочем, любой адекватный политик (чиновник) предпочитает строить карьеру на чём-то позитивном, а не скандалах и вечных разборках с оппонентами, которые заведомо выставляют тебя в негативном свете. На самом-то деле, вряд ли что-то прямо-таки мешало Тебасу пойти по стопам Лапорты или Бартомеу – наобещать с три короба, ослабить правила финансового фэйр-плей, позволить клубам шиковать на всё, что у них есть в кармане и даже жить в долгах как в шелках, завлекая деньгами новых звёзд в Испанию, и с улыбкой во все 32 появляться на обложках СМИ, утверждая, что очередной громкий трансфер случился во многом благодаря ему. Рассказывать об улучшении имиджа чемпионата, его конкурентоспособности и втайне надеяться, что в будущем ситуация с финансами как-то стабилизируется и пузырь не раздуется до такой степени, когда пора уже лопаться.

Но Тебас гнёт свою линию, и, хотя бы в общих чертах, его логика выглядит вполне разумной. Однако, есть мнение, что он просто не соответствует своей должности и свято заблуждается.

EFE

Интересно и то, что любая модель поведения, которую выбрал бы Тебас, восприняли бы в штыки. Не даёт интервью прессе? Он точно что-то скрывает. Постоянно объясняет свои действия в СМИ? Да он просто оправдывается и набивает себе рейтинг – надо меньше говорить, а больше работать! Одни ситуации комментирует, а другие – нет? Ну очевидно же, что это непоследовательность и двойные стандарты. В общем, как ни посмотри, всё не то, и всё не так.

Более того, Тебас стал звездой передовиц газет и новостных сайтов именно из-за постоянных проблем с финансами у «Барселоны» при Бартомеу, а теперь и Лапорте. Совсем не факт, что Хавьер всерьёз планировал вот так выстроить свою медийность. А раз Лапорту больше интересует не то, как соблюсти правила фэйр-плей, а как их обойти, то конфронтация с главной Ла Лиги просто неизбежна. Тебас в том числе и потому давит на «Барсу» в СМИ, что по-другому Лапорта и его окружение не хотят даже слушать Хавьера.

Становится понятным, почему Ла Лига внесла поправку в свой устав, дабы снизить вероятность положительных апелляций на их решения со стороны клубов. Конечно, можно сразу обвинить Тебаса в желании узурпировать власть, но между узурпацией и укреплением влияния нет чёткой границы. Немудрено желание взять ситуацию под свой контроль, когда тот же Лапорта ищет все способы оспорить решения Ла Лиги. Чем больше существует сторонних инстанций, которые могут отменить постановления Ла Лиги, тем больше вероятность, что Лапорта, Перес или кто-то ещё найдёт нужный орган, который вынесет желаемое решение. Опять же, раньше в Примере ни у кого не было таких огромных финансовых проблем, как сейчас у «Барселоны», не было Суперлиги, поэтому всяческое давление на Ла Лигу в виде высказываний в СМИ, апелляций, судов и прочего добра – всего это было по минимуму. Именно весь тот бардак, который устроил Бартомеу, и та конфронтация, которую развязал Лапорта с Тебасом, и стала первопричиной ужесточения фэйр-плей. Если лить масло в огонь, он горит сильнее.

 

Тезис #4: Тебас некомпетентен

Сидя на диване нам с вами следует быть осторожными в подобных рассуждениях, ведь тут же возникает закономерный вопрос, насколько мы сами компетентны в том, чтобы оценивать работу других людей. Не абы каких, а специалистов, занимающих высокие должности. Особенно, когда дело заходит о финансах в спорте, а широкой общественности доступны только какие-то обрывочные сведения, публикуемые в СМИ, которые ещё и нужно правильно трактовать.

Тебас выбрал путь, похожий на Бундеслигу, по принципу «лучше расти медленно, но стабильно и без долгов», поэтому на фоне АПЛ и космических денег ПСЖ, испанцы кажутся бедными родственниками, но это обманчивое ощущение. Безусловно, предсказывать будущее никто не умеет, но стабильность – весьма хорошее подспорье в случае неопределённости. И Ла Лига, как кажется, выбрала именно интенсивный путь, вместо экстенсивного. И одна из главных особенностей «интенсивности» – это внедрение новых технологий, а какая лига самая технологичная в мире? Правильно – испанская! Ни в АПЛ, ни даже на чемпионате мира нет того качества показа и различных современных примочек, что есть в Ла Лиге. Тебаса отнюдь не назовёшь консерватором. Кстати, свои технологии организация запатентовала и уже продаёт в другие страны. При том, новые технологии в Испании вводят буквально каждые полгода. Сумасшедший темп, если подумать. Недавно уже голограммы тренеров и игроков опробовали в послематчевой студии. Да и в плане договорных матчей достигли солидных успехов.

Ла Лига объявила о внедрении аудиовизуальных инноваций

Показателен и пример коронавируса. Чемпионат Испании не останавливался из-за пандемии, как некоторые другие, а Ла Лига использовала искусственный интершум и виртуальных болельщиков на трибунах прямо во время трансляций игр. В течение локдауна я не мог смотреть ни одного матча, кроме тех, что играла «Барселона». В других лигах антураж пустого стадиона, будто на тренировке, убивал весь интерес к просмотру.

José A. García (Marca)

Нужно не забывать ещё одну важную вещь, Испания как страна менее богата, чем Англия, Германия или Франция, и вроде как никому не интересны игры всяких «Эльче» с «Кадисами», но при этом доходы от телеправ у Ла Лиги вторые в Европе, после АПЛ. За последний год стоимость телеправ на матчи Примеры возросла на 15%, а вот АПЛ – меньше, чем на 6%. Конечно, нужно сделать скидку на дороговизну прав на показ игр английских команд в абсолютных цифрах, но Испания точно не деградирует, как стало модно считать. Не финансово. И нужно понимать, что АПЛ также привлекает красивыми современными стадионами и более простым прямолинейным футболом. Хотя Тебас не может заставить насильно клубы вкладывать деньги в свои арены, но в последние годы ряд клубов начал их обновлять, и деньги от CVC только ускорят этот процесс. Ну а касаемо стиля игры, то тут и говорить нечего. В том, что какой-то доле зрителей более интересны «бей-беги» и какие-то испанские команды играют в скучный футбол, или не могут создать вокруг себя яркую фан-базу, это не вина президента Ла Лиги, и такие вопросы уж точно не в его компетенции.

Не нужно сваливать все футбольные и управленческие проблемы определённых клубов Примеры на саму Ла Лигу и лично Тебаса. Это не Хавьер стал причиной регресса «Валенсии», а её капризный владелец Питер Лим. Это не Хавьер погрузил «Барсу» в глубокий кризис, а, преимущественно, Жозеп Бартомеу. У «Севильи» тоже свои внутренние демоны. Это правда, что испанский футбол в целом стал слабее, но по причине синхронного кризиса в ряде клубов, что есть вина их самих. Последние пару лет Примера напоминает АПЛ розыгрыша 2015/16, когда «Лестер» стал чемпионом. Просто на Пиренеях в силу ряда обстоятельств такой сказки не может случиться. Сил иногда взбираться на вершину хватает только у «Атлетико».

Тебас запрещает сорить деньгами и накапливать долги. С каких это пор в футболе всё решают деньги, с точки зрения спортивных результатов? Напомните, сколько раз выигрывал Лигу чемпионов ПСЖ или «Сити»? А много ли условный «Фулхэм», «Кристал Пэлас» или «Уотфорд» получают дивидендов от того, что могут проворачивать дорогостоящие трансферы? Почему-то я не видел, чтобы в игровых кризисах команд из других чемпионатов обвиняли президентов их лиг. Да в той же АПЛ и не получится обвинять, ведь фактор нехватки денег отсутствует, а правила соревнования вроде как всех устраивают. Кстати, то, как английские клубы по первому же зову присоединились к первоначальному проекту Суперлиги показывает, что всегда хочется больше денег, ещё больше, ещё… Доходы в АПЛ растут и крайне высоки, но делает ли это английские команды сильнейшими в Европе? Едва ли. Их сила растёт пропорционально увеличению их расходов? Абсолютно точно нет.

Почему-то никто не хвалил Тебаса за успехи испанских команд в еврокубках в течение всей его работы у руля Ла Лиги. Или за прогресс «Бетиса» и «Сосьедада», к примеру. Но стоило так сойтись звёздам, что в этой кампании неудачно выступили «Севилья», «Барселона» и «Атлетико», как одним из главных виновников стал президент лиги.

Ну и вишенка на торте, скажем так, нефотогеничность Тебаса. Все мы любим судить других по внешности, главное, чтобы такого не делали с нами. Верно, ведь?..

EFE

Фото превью – EPA / EFE, подложки – Sony / Columbia



Если вам понравился данный материал, поделитесь им в соцсетях, нажав на одну из иконок ниже, и подписывайтесь на телеграм-канал БарсаМании, где вы всегда будет в курсе самых свежих новостей о клубе

Вы также можете поддержать БарсаМанию чеканной монетой на Бусти


 

В среднем: 5 (6 голоса)
Комментарии
Iceman
Бенхамин А
Комментариев: 196
14.01.2023 - 6:33

топ! мастхев для фанатов Лапорты.

благодаря Лапорте, я уже каждый новый анонс очередного ограничения от Лалиги и Тебаса, встречаю как манну небесную.

если бы Жоан был занят стремлением вписаться в рамки правил, а не обойти их, не пришлось бы искать спасения на стороне

2
Кантерано
Комментариев: 241
14.01.2023 - 10:14

С некоторыми моментами, согласен. Барса сама создала проблемы, а теперь как капризный ребенок, у которого нет денег, хочет очередную игрушку. Ему не дают, в ответ он обвиняет Ла лигу в нелюбви к себе, обращается в органы соц поддержки(читай гос суды), используя связи Лапорты, пытается продать что можно ради новой версии игроков. Ведь современный мир футбола - не всегда победы, это скандалы, шумиха и виртуальная популярность в соцсетях.

Правда и Тебас не идеал. Мне кажется продажа CVC на 50 лет это кабала для клубов. По мне это его популизм - я спаситель клубов и нашел деньги для роста. Срок слишком большой. Думаю и 10 лет было бы достаточно.

За материал и точку зрения спасибо. Было интересно. 

3
Администратор
Комментариев: 1684
14.01.2023 - 10:54

leshanty, я бы не назвал себя фанатом Тебаса, просто пришёл к пониманию, что он нормальный специалист, который едва ли хуже боссов других топ-лиг, и никакой он не злой гений Барсы и Примеры в целом.

По поводу CVC. Да, так и не скажешь, что это прямо-таки отличная сделка, но это как посмотреть. Клубы уровня Барсы и Реала сами по себе могут продать свои права на лучших условиях, чем CVC. Они это и сделали. В этом плане я поддерживаю Лапорту. Если уж продавать, то Sixth Street 100% лучше, чем CVC. Но дело в том, что каждый раз, когда Лапорта что-то предъявляет Тебасу, он хочет просто выбить себе поблажки, и думает только о Барсе и своих личных идеях по её управлению. А Тебас должен думать про все 42 клуба первых двух дивизионов. Это Барса может продать свои права Sixth Street, но что и кому могут продать середняки и аутсайдеры Лиги?

Фишка CVC в том, что он готов был купить телеправа всех клубов скопом, и даже, когда из сделки вышли Реал и Барса, главная и самая вкусная часть пирога испанский телеправ, CVC не отменил сделку и купил часть прав оставшихся клубов. Лапорта по сути обвинял Тебаса в том, что он не принял решения, выгодные лично Барселоне и ему самому.  Так Тебас и не должен был - он искал приемлемый вариант для ВСЕЙ лиги в целом, и нашёл. Есть там какой-то альтернативный проект у Переса, но я не знаю подробностей. Реально ли он лучше CVC? Поэтому и неудивительно, что 38 клубов сходу проголосовали за сделку с CVC, потому что понимали, что лучшего варианта у них нет. Почему-то Кадисы, Мальорки, Осасуны и Хетафе не взяли как Барса, не отказались от CVC и не продали свои права кому-то другому на более выгодных условиях. А ведь могли теоретически. Видимо, особо и некому больше. История Испании показывает, что клубы, которые сегодня на слуху, вроде Депортиво, Эркулеса, Малаги, Сарагосы и т.п. уже завтра могут сами себя низвести до уровня не то что второй, а третьей или четвёртой лиги, и безо всяких сделок с CVC. 

Проект Тебаса называется "Импульс", а не "Манна небесная". И как этот импульс правильно использовать должны думать боссы клубов сами.

1
Бенхамин А
Комментариев: 95
14.01.2023 - 21:02

Однозначно интересный материал и то, как подано, впечатляет - кланяюсь автору.

По предмету, сперва, несколько предварительных данных

- платежеспособность испанского зрителя гораздо меньше того же критерия для немцев или англичан с французами, где то рядом (но все же чуть позади) итальянцев...

- учитывая это, надо признать, что матчдей для Испании гораздо меньше в абсолютном значении по финансам, чем в других странах топ-5

Теперь позиция Тебаса:

Является ли он понимающим в своем деле специалистом? Скорее да, чем нет.

Можно ли найти предвзятость в его действиях (отклонение от норм и положений, прописанных в ФФП)? Скорее нет, чем да.

Движет ли им личная неприязнь в отношении какой-то команды из Испании или ее руководителя? Кроме ПСЖ и Хелаяфи, других обьектов ненависти Хавьера не припомню. И то, сугубо из-за того, что парижские катарцы насилуют правила ФФП в лучших традициях адвокатов О Дж Симпсона(которые сотворяли аналогичные действия с американскими законами, позволившими оправдать подозреваемого в двойном убийстве человека.)

Лично мне, как человеку ценящему рациональность, импонирует поведение Тебаса. Не будь его, повторений ситуации с "Депортиво" и его президентом Ледойро было бы много больше. Даже то, что Тебас стесняет нынешнее руководство "Барсы" для меня скорее плюс, чем минус. Амбициозность Лапорты в плане добычи титулов может перейти за черту адекватности (на мой скромный взгляд). И сдерживающая рубашка Хавьера тут весьма кстати. Не Тебас виноват в неразумном управлении Бартомеу. Благодаря Тебасу идет сдерживание потенциально идиотских сделок для команд рангом ниже, как например "Бетиса" и Денилсона. И уж точно трезвому президенту "Вильяреала" с поступательными планами роста Тебас не будет вставлять выдуманные палки в колеса.

Резюмируя лонгрид - мне скорее Тебас видится эдаким необходимым стражем расчетливости, трезвого взгляда на финансы. Было бы вообще офигенно (это я идеализирую), если бы к каждому клубу из 40 был бы прикреплен соответствующий независимый спец, который мог оздоровить тенденции бюджетного планирования в кратко- и среднесрочной перспективах

2